...
Имперская Церковь
История
Официальной религией большей части стран Эдеса является вера в Создателя. Она является наиболее «молодой» конфессией, значительно переосмысливающей представления человека о потустороннем и роли веры в жизни. Основоположником этой религии является Эарнил, родившийся ещё в момент начала становления старой империи. Он проповедовал новые учения среди широких масс бедного населения, создавал убежища для бездомных и нищих, собирая вокруг себя многочисленных последователей. Из-за религиозных столкновений между последователями новой религии и старых обычаев, тогдашний правитель южных земель империи принялся наводить порядок, осудил и казнил через распятие Эарнила, после чего официальным символом его последователей стало распятие. Около двух веков последователи Эарнила множились за счёт волнообразного привлечения в свои ряды бедных слоёв общества, пока вера в единого бога не начала завоёвывать популярность и среди мелкопоместной знати. В 214 году был проведён первый Собор, устанавливающий иерархию Церкви, разделивший территорию империи на диоцензы и избравший одного человека из своих рядов, который должен представлять интересы всего сообщества – Папу. Спустя двадцать лет состоялась историческая встреча понтифика и императора, на которой было достигнуто соглашение, по которому официальной вера в единого бога – Создателя – была признана государственной религией в империи. Потребовалось ещё несколько десятков лет, дабы Церковь окрепла и начала, при помощи светских властей, насаждать новую веру среди зажиточного населения и крупной аристократии. За помощь в распространении учений Эарнила император получил от Папы право назначать прелатов и епископов, которое позже станет объектом спора между духовной и светской властями.
Послужив объединяющим звеном многонационального государства, Церковь вскоре нашла другое применение своего влияния – крестовые походы. Под предлогом угнетения собратьев по вере и защите их интересов, Папа щедро предоставлял светским властям casus belli и развязывал войны с соседями, благодаря которым империя активно росла и поглощала всё новые и новые территории, насаживая новую веру в захваченных землях. Упадок империи в начале X века не повлёк за собой упадок Церкви – её влияние сохранялось на всех бывших территориях государства, однако кризис светских властей духовенство решило использовать для возвращения более широких прав. Борьба за инвеституру (1010-1015 г.) между Папой Климентом II и императором Ричардом VI завершилась обоюдовыгодным соглашением, которое, впрочем, лишало части привилегий правителя империи и давала их понтифику. Отныне за пределами империи епископов и прелатов назначал Папа, а в рамках империи император вручал лишь символы светской власти духовенства, в то время как сан предоставлялся главой Церкви. В последующие годы было ещё несколько попыток поделить власть между светской и духовной властью, однако все они проводились относительно мирно и заканчивались сохранением прежних установок.
Устройство
Главой Церкви является избираемый на пожизненный срок Папа – он обладает высшей духовной властью и авторитетом, личным суверенитетом. Его резиденция расположена в Абердине – священный город на юге Эдеса, расположенный на территории Империи. Помогают понтифику в управлении Церкви кардиналы, обладающие правом голоса на выборах нового главы Церкви. При коллегии кардиналов существуют многочисленные комитеты, ответственные за разные сферы деятельности Церкви. Следующими в иерархии являются архиепископы – наиболее влиятельные епископы в рамках отдельных государств. Архиепископов всего шесть (двое имперских, остальные четверо – Риверхейм, Азалия, Райнхарден, Латгарден), они назначаются Папой по рекомендации высшей светской власти в государстве (герцогом в герцогстве, королём в королевстве), однако двух имперских архиепископов понтифик назначает самолично. За ними следуют епископы – управленцы основной административной единицей – епископствами, также называемые диоцензами. Под управлением епископа находятся соборы, приходы и монастыри его епархии, которыми непосредственно управляют викарии, священники и аббаты соответственно.
Высшие чины
Папа - понтифик, верховный глава Церкви, избираемый конклавом на пожизненный срок. Обладает высшей духовной власть и высшей светской властью на землях под непосредственной юрисдикцией Церкви. Может назначать и смещать любые должности в иерархии Церкви, короновать и низлагать монархов. Обладает правом отлучать любого человека от Церкви, накладывать другие анафемы и издавать буллы, обладающие статусом законодательных актов и обязательных для исполнения всеми верующими.
Коллегия кардиналов
Кардинал-государственный секретарь - советник Папы по делам политики и взаимодействия со светскими правителями. Имеет ранг посла, пользуется правом заключать от имени понтифика договора с третьими сторонами.
Кардинал-викарий - помощник понтифика в управлении папским диоцензом - священным городом Абердин и окружающими землями.
Кардинал-библиотекарь - хранитель папской библиотеки, ответственный за сохранение книг, рукописей и других ценных вещей. Совмещает роль специалиста по каноническому праву и даёт рекомендации и советы Папе по вопросам его применения.
Кардинал-вице канцлер - ответственный за сбор церковной десятины и доходов с монастырей и подвластных Церкви диоцензов.
Кардинал - член коллегии кардиналов без конкретной должности, но с правом голоса в выборах Папы. Как правило, заседают в коллегии не постоянно, а собираются на отдельные консистории. Обладают широкими полномочиями в управлении Церковью и большим авторитетом на в родных диоцензах.Архиереи
Архиепископ - глава крупного диоценза, стоящий над управляющими епархий - епископами. Обычно это первый епископ королевства, обладающий высоким авторитетом в родном государстве, проводящий наиболее значительные церемонии от лица Папы - коронации, крещения королевских детей. Помимо прочего, архиепископы часто вхожи в органы управления государствами, их мнение весомо как в вопросах церковных, так и в светской политике. Назначается папским указом, часто служат пожизненно (но могут быть лишены сана Папой).
Епископ - управляющий основной церковной административной единицей - епископством. Избирается голосованием священников и аббатов епархии, производится в сан архиепископом (или реже - кардиналом). Отвечает за все церковные дела епархии, решает дела судейского толка, нередко участвует в управлении государством в статусе советника крупного вельможи.Среднее звено
Священник-викарий - управляющий крупным городским собором, подчиняющийся непосредственно епископу. Часто в сфере влияния викария находятся приходы и монастыри, расположенные в определенной местности. Имеет сан священника.
Священник - управляющий прихода (церкви). Подчиняется викарию или непосредственно епископу.
Аббат - настоятель монастыря, под сферу ответственности которого часто подпадают несколько близлежащих территорий и монастырская земля. Подчиняется, чаще всего, непосредственно епископу.Низшее
Монах - член монашеского ордена при монастыре, ведущий аскетичную жизнь.
Ордены
Важной составляющей Церковной иерархии являются ордены – рыцарские, монашеские и Инквизиция. Наиболее распространены монашеские ордены – группы монахов, объединенных общим уставом, целями и обладающими определенной степенью автономии во внутренних делах. Монашеские ордены активно занимаются благотворительностью, обрабатывают монастырские земли, дают кров и пищу для странствующих и бедняков, пользуясь всеобщим уважением и почтением. Все церковники так или иначе состоят в монашеском ордене, но, попадая в высшие эшелоны власти, часто перестают заниматься делами ордена.
Рыцарские ордены имеют более светский характер, хотя объединены в том числе и религиозными целями. Часто это защита паломников, охрана крупных церковных объектов, служба в качестве телохранителей для прелатов и выполнение роли регулярных отрядов в случае военных действий с участием Церкви. Впрочем, некоторые ордены со временем перестали выполнять заявленные цели и превратились в профессиональных наёмников, обзавелись замками и контрактами с крупными феодалами.
Инквизиция – печально известный орден, созданный в IX веке для борьбы с проявлениями ереси на территории империи. Поначалу вкруг задач ордена входило выявление еретиков и передача их светскому суду, однако стараниями церковных прелатов Инквизиции были предоставлены широкие полномочия судейского толка – не только выявлять, но и допрашивать, пытать, а также казнить, пусть и формально по приговору светского суда. Естественным образом Инквизиция вскоре стала использоваться светской властью для достижения своих политических целей – обвинения сыпались зачастую на политически неугодных оппонентов влиятельных вельмож, тем самым была дискредитирована вся суть этого ордена. За последние столетия репутация ордена постепенно восстанавливается за счёт активного проникновения идей реформации на территории подвластной Церкви и частому проявлению ереси и язычества среди набожного населения империи и соседних государств.
Отредактировано Sangreal (2017-09-10 08:24:10)