Рыцарство
О рыцарях
В настоящий момент рыцари - основная ударная сила всех армий. Облаченные в полные доспехи всадники наносят сокрушительный удар по строю пехоты и зачастую одним рывком предрешают исход сражения, потому рыцарскую конницу ценят во всех странах и составляют тактику боя с учётом действий конницы. Рыцарь - человек, чаще всего - знатного происхождения, мастер фехтования и конного боя, отличающийся на поле боя храбростью, стойкостью и высоким боевым духом. Кодекс чести рыцарства одновременно простой, но строгий:
» Рыцарь не должен сбегать с поле боя за исключением случаев, когда это предусмотрено тактикой сражения или поступил соответствующий приказ от вышестоящего командира. За побег рыцарь лишается шпор.
» Клятва рыцаря нерушима - отказавшийся от своей клятвы рыцарь лишается шпор.
» Такие недостойные поступки, как грабеж, мародёрство, убийство женщин и детей карается лишением шпор.
На поле боя рыцари друг друга стараются взять в плен, дабы получить хороший выкуп от сеньора вражеского рыцаря. Рыцарь может сдаться в плен только другому рыцарю или человеку высокого положения и происхождения (барону, графу, герцогу, королю и пр.). Большинство обладателей шпор стараются придерживаться образа благородного человека - полагаются на такие понятие, как честь и достоинство, одновременно будучи верующими людьми, тесно связанными с Церковью. Впрочем, это вовсе не означает, что все рыцари являются эталоном добродетельности - многие рыцари, получившие шпоры скорее за происхождение, нежели за заслуги, не проникаются важностью своего статуса и ведут себя как и все остальные.
Рыцари Империи
Несмотря на то, что рыцарство зародилось не в исконных землях Империи, а на севере, вскоре после появления первых министериалов появилось и рыцарское сословие Империи - рыцари Империи. В отличие от министериалов, они не обладают леном и служат одному человеку - императору, являясь, по сути, элитным отрядом на службе у правителя империи. Кодекс чести рыцаря Империи включается все положения, как и для всех прочих рыцарей, но содержат акцент на службе императору - они должны подчиняться императору, чтить Церковь и имперские законы. В конном бою им нет равных, поскольку практически всё своё свободное время они посвящают оттачиванию своих навыков, проходя изнуряющие тренировки и поддерживая высокий уровень физической и боевой подготовки. Стать рыцарем Империи крайне сложно - сначала юноша должен отслужить пажем, после чего должен стать оруженосцем уже действующего рыцаря. В качестве оруженосца, юноша должен не только следить за состоянием оружия сеньора, прислуживать ему на турнирах, но и участвовать в реальных боевых действиях. Отряды оруженосцев под знамёнами своих рыцарей являются вспомогательной конной силой, которая призвана либо усилить натиск рыцарской конницы, либо прикрывать отход рыцарей для нового натиска. Оруженосец получает церковное образование, проходит многочисленные религиозные ритуалы, паломничества, обучается владению многочисленных видов оружия и только доказав свои способности на полях сражений, он может заслужить рыцарские шпоры. В среднем, оруженосец за год участвует в двух десятках реальных сражений, смертность среди них крайне высока из-за недостатка навыков и более плохой экипировки. Отличившегося оруженосца приводят к императору и на коленях он произносит клятву рыцаря, клянется в верности сюзерену и получает свой первый меч из рук императора, после чего ему выдают боевого коня, доспехи и оружие, зачисляют в один из многочисленных эскадронов и начинается служба.
Рыцарские турниры
В случае, когда турнир проводится во время какого-то церковного праздника, то обычно его стараются проводить недалеко от местных торговых центров (мест проведения ярмарок ), дабы усилить наплыв зрителей на него. Да и само окружение турнира представляет собой весьма живописное зрелище. Так как места в городе, возле которого проводится турнир, обычно не хватает, то его участники заранее берут с собой походные шатры, предпочитая их простор тесноте комнат городских постоялых дворов. А так как каждый феодал стремится взять с собой сколь возможно более свиты, дабы роскошью своего выезда затмить всех вокруг, то к месту проведения турнира стекаются реки из людей и повозок изо всех соседних сёл, городов и замков. Вокруг турнирного поля устраиваются целые поселения из шатров, которые каждый участник или зритель благородного сословия берет с собой в достаточном количестве, дабы разместиться самому, разместить свиту, слуг и прочее необходимое. Естественно, вся эта толпа требует соответствующего обслуживания — и к месту проведения турнира стекаются торговцы со всех сторон, устраивая своеобразную ярмарку своих товаров, среди коих есть съестные припасы, одежда, оружие и доспехи, лошади и так далее. Всюду — флаги, раскрашенные щиты и гербы.
Арена, где предстоит турнир, ограждается деревянной прочной оградой, и с одной её стороны строились из дерева трибуны для знатных зрителей. Отдельно строятся ложи для наиболее знатных феодалов, организаторов турнира и тех прекрасных дам, которым выпала честь преподнести победителю турнира награду.
Особенностью турнирных одеяний участников состоит в том, что для достижения максимального эффекта все детали турнирного доспеха покрывались тканевыми накидками — на доспех надевается красочная гербовая накидка, на боевого коня — попона с изображениями герба хозяина. Помимо феодала — участника турнира — в гербовые накидки (табарды) одевается его прислуга на ристалище — пажи и оруженосцы, иногда его дама может надеть платье с гербом — аппликацией. Одежда дам, надеваемая для турниров, отличается некоторыми элементами от обычной парадной одежды. Обычно дама дарит рыцарю, к которому она проявляла свою благосклонность, какой-то элемент своей одежды — перчатку, платок, иногда отрывала рукав платья (вернее не рукав, а ленту, которой украшаются рукава верхних платьев. Для такой цели лента не пришивается намертво, а лишь прихватывалась нитками, чтобы её можно было легко оторвать). Деталь одежды рыцарь прикрепляет к своему шлему или доспеху как знак благосклонности избранной им дамы сердца.
Договорённость о проведении турнира достигается между его организаторами, один из которых — зачинщик — посылает вызов второму — защитнику — на поединок, который должен стать центральным событием турнира. Зачинщик, перед тем как послать вызов, выбирает из числа наиболее уважаемых, авторитетных и опытных в военном деле дворян 4 судей — двух местных и двух любых, в том числе приезжих, для того чтобы судить поединки рыцарей и дворян, и вместе с тупым турнирным мечом, который является вызовом на турнир, посылает грамоту, где указывает имена и звания своих судей. При этом вызов посылается «не со злым умыслом, но во всей любви и дружбе, дабы доставить удовольствие (защитнику) и развлечь прекрасных дам». Защитник может и отказаться, ссылаясь на неотложные дела, которые помешают ему принять участие в турнире, но если он принимает вызов и берет у герольда меч, то назначает своих судей, дабы те, встретившись с судьями зачинщика, могли обсудить время и место подготовки ристалища.
Следующая церемония — открытие турнира. На устроенном заранее алтаре местный священник служит вместе с другими духовными лицами, сюда прибывшими, торжественную мессу. Хотя церковь, по-видимому, бесплодно восставала против турниров и не в силах была уничтожить их совсем, но она много посодействовала изменению их характера — от настоящих поединков, участник которых рисковал жизнью как на войне, к театрализованным представлениям, сравнительно безопасным. После окончания мессы участники турнира, которые молились наравне со всеми, садятся на лошадей и устраивают колонну из 2-3 всадников в ряд, чтобы таким образом въехать на ристалище на глаза благородных зрителей на трибунах и простонародья. По сторонам — жонглеры, без которых не обходилось ни одно торжество, а во главе — герольды и судьи турнира вместе с почетным судьей, заблаговременно избранным. Почетный судья служит как бы посредником между присутствующими дамами и участвующими в турнире рыцарями. Как только он избирается, к нему подходят судьи турнира в сопровождении двух красивейших дам и вручают ему головное дамское украшение — некое подобие бурлета с намётом. Он привязывает украшение к своему копью и не снимает её в продолжение всего турнира. Если во время боя дамы замечают, что кто-либо из участников в турнире слишком ослабевал, они поручают почетному судье вступиться за него. Дамский посредник спускает на такого рыцаря украшение своего копья, и никто уже не осмеливается тронуть этого рыцаря. Самый чепец называется поэтому дамской милостью, и это действительно милость в то время, когда на турнире легко можно получить тяжёлые раны. Судьи турнира должны иметь при себе белые шесты выше их роста, чтобы по ним можно было их узнать.
Судьи делят участников турнира на две примерно равные половины для группового боя. Деление это делается затем, чтобы уравнять обе партии участников по их количеству, их опыту и мастерству, чтобы одна партия в групповом бою не имела перевеса изначально. По разделению слуги, принесшие шлемы участников, уносят их, а герольд объявляет, что завтра все участники должны явиться на ристалище для произнесения клятвы участника турнира, на боевом коне и с оруженосцами, но без доспехов. Каждую партию возглавляет зачинщик турнира или защитник. На следующий день зачинщик и защитник турнира, одетые сколь возможно богато, садятся на боевых лошадей, и в сопровождении знаменосцев и слуг прибывают на ристалище, где уже собирались участники турнира, разделённые на партии. Первыми клятву участника турнира приносит партия зачинщика. В этот день тоже происходят танцы и объявление о начале турнира.
Перед основным днём состязаний обычно проводятся состязания юных оруженосцев — на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с ещё более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось что отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести — их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире. Турнир разделяется на два этапа - групповой бой и рыцарские поединки. Первый, именуемый также бугуртом, проводится между двумя партиями с зачинщиком и защитником во главе. Рыцарей и оруженосцев вооружаются затупленным турнирным оружием, оруженосцы на этом состязании могут заслужить шпоры. Задача - захватить в плен как можно больше участников вражеской команды, кто больше взял заложников - тот и победил. Плененные рыцари должны были заплатить выкуп за себя и своих оруженосцев (впрочем, выкуп значительно меньше того, какой выплачивается при пленении в реальном бою). Рыцарские поединки - это сражения один-на-один между двумя конными рыцарями с использованием турнирных пик. В поединке рыцарь должен переломить пику о щит противника или сбить его с коня (в последнем случае победитель забирает коня и доспехи проигравшего, которые проигравший имеет право выкупить в течение определенного промежутка времени). Финальным поединком является состязание зачинщика и защитника, выигравший объявляется победителем турнира и получает солидную награду.
Немаловажной особенностью турнира является участие принцев крови и членов королевских домов. Поскольку покушение на их жизнь может быть принято как измена, никто из прочих участников турнира сознательно не будет сражаться с членом королевской семьи. Если у одного из принцев или отпрысков королевской четы есть желание принять участие в турнире, они выступают на нём инкогнито - под чужим гербом и именем, что происходит довольно редко и является скорее исключением, нежели правилом.